Четверг
21.11.2019
04:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАДОУ "Детский сад №6"
Главная Регистрация Вход
Одаренный ребенок (2 часть ) »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

.Рисуночный тест на интеллект

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знаний величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатели умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания.

Стандартизированные тесты достижений для дошкольников

Стандартизированные тесты достижений предназначены для выявления детей, имеющих исключительные способности в таких основных учебных дисциплинах, как чтение, математика и естествознание. Несмотря на то, что анализ достижения в учебных предметах у детей дошкольного возраста может показаться несколько преждевременным он абсолютно необходим, если ставиться задача раннего выявления детей, имеющих уникальные для своего возраста способностей.

Непосредственно для выявления творческой одаренности Дж. Гилфордом в университете штата Калифорния были разработаны тесты выявляющие такие особенности дивергентного мышления как легкости гибкости и точности. К задачам образования адоптировал южнокалифорнийские тесты Э. Торранс.

Тесты творческого мышления Торренса

12 тестов творческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышления, вторая – изобразительное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями и как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для использования в детскому саду и во всех классах школы, хотя до IV класса их нужно предъявлять индивидуально и устно. (8)

 Диагностический блок.

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Уровни способностей детей на разных этапах развития

Опыт работы показывает, однако, что определить одаренность/ неодаренность в ходе одной только первичной (ранней) диагностики нельзя. Поэтому педагогу-психологу важно отслеживать уровень способностей детей на всех этапах их развития.

В возрасте 2—3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

В этом же возрасте следует провести диагностику для прогнозирования дальнейшего развития ребенка по методикам:

•        из учебника под редакцией Т.В. Лаврентьевой "Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности":

        "Коробка форм";

        "Разрезные картинки";
"Конструирование по образцу";

     "Дорисовывание фигуры";
    "Парные картинки";

 "Рассказ по картинкам"; "Запомни картинки";

•        игровые методики Н.В. Хазратовой "Употребление предметов — заместителей" и "Модификация сюжета".

Постепенно в возрасте 3—5 лет в процессе активного участия в разных видах деятельности у ребенка закрепляется интерес к творчеству и желание заниматься. Главное — поддержать его, помочь ему определиться. При этом необходимо также учитывать уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. Поэтому педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателям в определении индивидуального подхода к ребенку в воспитательно-образовательной работе. По рекомендации специалиста они подбирают развивающие игры. Одной из главных функций игр является организация общения педагогов с детьми. Ведь именно общение и взаимодействие со взрослыми — главные факторы развития ребенка.

 Уже в 5—6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативность, развития творческого мышления. Эти качества в народе называются оригинальностью. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов. На этом этапе педагог-психолог и педагоги создают интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка: у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. Педагог-психолог рекомендует родителям и педагогам правильно организовать и создать условия для дальнейшего развития одаренности у такого дошкольника. Впоследствии специалист содействует в помощи выбора школы, специализированных классов, где обучение проводится по определенным предметам и специальным программам.

Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается вышеназванными действиями. На протяжении всего периода наблюдения за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей. Для этого проводятся следующие мероприятия:

•        проверка уровня тревожности каждого воспитанника;
анкетирование родителей и педагогов  
подборка психологических методик, предназначенных для
тестирования способностей.

Как повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию способностей и творческого потенциала. Для выявления уровня эмоционального состояния достаточно использовать:

  1. проективную методику диагностики тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммел);
  2. методику диагностики тревожности Р. Сирса.

Методика  « Определение склонностей ребенка»

Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

  1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
  2. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
  3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
  4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
  6. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
  7. Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
  8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  10. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
  11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
  12. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  13. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
  14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  15. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  16. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  17. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
  18. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
  19. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  20. Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
  21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  22. Легко общается с детьми и взрослыми.
  23. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
  24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  25. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  26. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  27. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
  28. Инициативен в общении со сверстниками.
  29. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  30. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
  31. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  32. Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  33. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  34. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  35. Легко входит в роль какого-либо персонажа.
  36. Бегает быстрее всех детей в детском саду.


Форма входа

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz