Среда
18.09.2019
18:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАДОУ "Детский сад №6"
Главная Регистрация Вход
Одаренный ребенок (часть 3) »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лист ответов

______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

  1. интеллектуальная;
  2. академических достижений;
  3. творческого, продуктивного мышления;
  4. общения и лидерства;
  5. художественная;
  6. двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК   ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)

Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  1. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  2. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  1. Богатство активного словаря.
  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
    их поведения.
  2. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  3. Развитость творческого мышления и воображения.
  4. Владение основными компонентами умения учиться.

11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II.        Сфера академических достижении

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год -  два.
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  1. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  2. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  3. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Ш. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  1. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  2. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  3. Любит рисовать.
  4. Проявляет тонкое чувство юмора.
  5. Не боится быть таким, как все.
  6. Склонен к фантазиям, к игре.

IV.        Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  1. Любит писать рассказы или статьи.
  1. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V.        Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
    имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
    людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства
    и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI.        Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.        
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII.        Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  1. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  3. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  1. Любит рисовать чертежи механизмов.
  1. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII.        Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  1. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  2. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

IX.        Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
    Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
  1. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  2. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

Диагностическая проективная методика

«Древо желаний» (В.С.Юркевич)

Цель: изучение познавательной активности детей.

(используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

  1. Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
  2. Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
  3. Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  1. Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  2. Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  3. Низкий уровень – дети удовлетворяются  односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания  - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

ЭКСПРЕСС-АНЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

(для воспитателя)

Анкету заполнил:________________________________________________________

Группа:

              Вопросы

Ответы

 

1

Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?

 

 

2

В чем проявляется одаренность ребенка?

Ф.И. ребенка

Проявления одаренности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Какое поведение у этих детей

Ф.И.ребенка

В нескольких словах о поведении каждого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Взаимоотношения детей со сверстниками

Ф.и. ребенка

Как сложились отношения с остальными детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Есть ли трудности в работе с этими детьми?

 

 

6

Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?

 

 

Источник:Журнал «Управление дошкольным образованием « Приложение  «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87

Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса.

«Дорисовывание фигур»

 Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса.

Цель:определить уровень творческого потенциала ребенка.

Подготовка и проведение исследования.

Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. ( см приложение)

Обработка данных:

0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии

3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень- от 0 до 2 баллов

Средний – от 3 до 7 баллов

Высокий от 8 до 10 баллов

Диагностика творческого воображения

 «Несуществующее животное»

Цель: определить уровень творческого воображения 

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее животное, используя части различных животных. Рисунок оценивается по 10-бальной системе.

Оценка результатов.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов- ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что- то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали проработаны неплохо.

5-7 баллов- ребенок придумал и нарисовал нечто, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла- ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень проработаны детали.

0-2 балла- за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Исследование вербально-логического мышления

 Методика:  «Назови картинку»

Цель: оценить беглость, гибкость и оригинальность речевого мышления.

Подготовка исследования.

Подготовить любую сюжетную картинка ( достаточно яркую имеющее ясное содержание)

Проведение исследования.

Детям показывают сюжетную картинку и дают время ( 2-3 минуты) на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предлагают придумать для нее названия.

Обработка данных.

Оценивается беглость, гибкость и оригинальность ответов ребенка.

Беглость связывают с общим количеством ответов ( не одно, а 2-3 названия) максимальное количество баллов -3.  В случае отказа от выполнения задания ставится -0 баллов.

Гибкость оценивается по разнообразию использованных в названиях категорий. Отказ от задания оценивается в 0 баллов. Максимальный балл- 3( если категорий несколько)

Оригинальность рассматривается как способность ребенка  к нестандартному мышлению и оценивается в 3 балла

Общее количество баллов за выполненное задание -9

Низкий уровень – от 0 до 2 баллов

Средний – от 3 до 6 баллов

Высокий – от 7 до 9 баллов

  Методика: « Что может быть одновременно…?»

Цель: определение оригинальности, беглости и гибкости вербально-логического  мышления.

Подготовка исследования.

Приготовить набор вопросов, например такой:

Что может быть одновременно

Живым и неживым

Черным и белым

Маленьким и большим

Мягким и твердым

Легким и тяжелым

Горячим и холодным

Кислым и сладким?

Проведение исследования.

Дается задание : «Я буду задавать по очереди вопросы, на которые нужно постараться ответить как можно быстрее» Если ребенок не понял вопрос и дает два ответа, ему напоминают , что речь идет об одном предмете, который может в одно и тоже время быть. Например, и белым, и черным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой черный. В случае повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают.

Обработка данных.

При анализе подсчитывается количество баллов по тем же, что в предыдущем тесте. Параметрам: беглость, гибкость и оригинальность. Как правило дети набирают 3-4 балла, которые свидетельствуют о среднем уровне развития творческого воображения.

Исследование оригинальности мышления

Методика «Придумай игру»

Цель: изучение оригинальности, новизны воображения

 Ребенок получает задание: за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1.Как называется игра?

2.В чем она состоит?

3.Скоько человек необходимо для игры?

4.Какие роли получают участники в игре?

5.Как будет проходить игра?

6.Каковы правила игры?

7.Чем должна закончиться игра?

8.Как будут оцениваться результаты игры  и успехи отдельных участников?

Оценка результатов:

 В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи ,спрашивая ребенка, необходимо помогать ему- постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако . не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки придумывания игры в данной методике следующие:

1.Оригинальность и новизна.

2.Продуманность условий.

3.Наличие в игре различных ролей  для разных ее участников.

4.Наличие в игре определенных правил.

5.Точность критериев оценки успешности  проведения игры.

 По каждому критерию ребенок получает от 0 до 2 баллов

 Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие  в игре любого из пяти перечисленных выше признаков ( по каждому из них игра оценивается в баллах отдельно).

1 балл  - наличие , но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла- присутствие и отчетливая выраженность в игре  соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов   - очень высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4-5 баллов - низкий

0-3 балла   - очень низкий

Исследование скорости, оригинальности воображения

Методика «Придумай рассказ» ( сказку, историю)

Цель: изучение оригинальности, скорости, необычности образцов , использованных в рассказе ( сказке)

Ребенку дается задание придумать рассказ ( сказку, историю) о ком-либо или о чем либо, затратив на него всего одну минуту, а затем пересказать его в течении 2 минут.

 Оценка результатов:

 Воображение оценивается по следующим признакам :

1.Скорость придумывания рассказа.

2.Необычность образцов, использованных в рассказе.

3.Разнообразие образцов, использованных в рассказе.

4.Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе.

5.Впечатлительность,эмоциональность образцов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказа можно получить от 0- до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Для выводов об этом используются следующие критерии.

1.Скорость придумывания рассказа ( первый признак):

-рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать его

 в течении не более чем за 30 секунд.

-в 1 балл оценивается рассказ тогда. Когда на придумывание ушло от 30

 секунд до 1 минуты.

-0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так

  и не смог ничего придумать

2.Необычность, оригинальность сюжета  рассказа ( второй признак):

-  если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел

   или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов.

- если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое о себя,то рассказ получает 1 балл.

- наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком,

  необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

3.Разнообразие образов, используемых в рассказе ( третий признак):

- рассказ получает 0 баллов, если в нем в начала до конца неизменно

  говориться об одном и том же, например: только единственном персонаже

  ( событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого

  персонажа.

-в 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том

  случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа ( вещи, события)

  и все они характеризуются с разных сторон.

-наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем

 имеются четыре и более персонажа ( вещи, события), которые в ,свою   очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

4.Оценка проработанности и детализации образов в рассказе

  ( четвертый признак):

если персонаж ( события, вещи) в рассказе только называются ребенком и

  никак дополнительно не характеризуются, то поданному признаку рассказ

  оценивается в 0 баллов.

если , кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу

  ставится оценка в 1 балл.

если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более

  признаками, то он получает оценку 2 балла.

5.Впечатлительность и эмоциональность образцов в рассказе ( пятый признак):

если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и

  не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то

-->

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz