Лист ответов ______________________________________________ (Фамилия, имя ребенка) _____________________________ ____________ (Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Обработка результатов Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер: - интеллектуальная;
- академических достижений;
- творческого, продуктивного мышления;
- общения и лидерства;
- художественная;
- двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.) Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам. I. Интеллектуальная сфера - Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
их поведения. - Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 12. Возможность предвосхищения результата деятельности. II. Сфера академических достижении - Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество - Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы - Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера - Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. - Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. - С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания. - Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера - Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера - Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера - Тонкость и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений - Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство - Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич) Цель: изучение познавательной активности детей. (используются картинки и словесные ситуации) - Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
- Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
- Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
- Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера. - Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
- Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
- Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ: - Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
- Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
- Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. ЭКСПРЕСС-АНЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» (для воспитателя) Анкету заполнил:________________________________________________________ Группа:
№ | Вопросы | Ответы | | 1 | Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? | | | 2 | В чем проявляется одаренность ребенка? | Ф.И. ребенка | Проявления одаренности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | Какое поведение у этих детей | Ф.И.ребенка | В нескольких словах о поведении каждого ребенка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4 | Взаимоотношения детей со сверстниками | Ф.и. ребенка | Как сложились отношения с остальными детьми | | | | | | | | | | | | | 5 | Есть ли трудности в работе с этими детьми? | | | 6 | Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным? | | |
Источник:Журнал «Управление дошкольным образованием « Приложение «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87 Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса. «Дорисовывание фигур» Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса. Цель:определить уровень творческого потенциала ребенка. Подготовка и проведение исследования. Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. ( см приложение) Обработка данных: 0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии 3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается. 5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями. 8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом. 10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы. Низкий уровень- от 0 до 2 баллов Средний – от 3 до 7 баллов Высокий от 8 до 10 баллов Диагностика творческого воображения «Несуществующее животное» Цель: определить уровень творческого воображения Ребенку предлагается нарисовать несуществующее животное, используя части различных животных. Рисунок оценивается по 10-бальной системе. Оценка результатов. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов- ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что- то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали проработаны неплохо. 5-7 баллов- ребенок придумал и нарисовал нечто, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла- ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень проработаны детали. 0-2 балла- за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Исследование вербально-логического мышления Методика: «Назови картинку» Цель: оценить беглость, гибкость и оригинальность речевого мышления. Подготовка исследования. Подготовить любую сюжетную картинка ( достаточно яркую имеющее ясное содержание) Проведение исследования. Детям показывают сюжетную картинку и дают время ( 2-3 минуты) на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предлагают придумать для нее названия. Обработка данных. Оценивается беглость, гибкость и оригинальность ответов ребенка. Беглость связывают с общим количеством ответов ( не одно, а 2-3 названия) максимальное количество баллов -3. В случае отказа от выполнения задания ставится -0 баллов. Гибкость оценивается по разнообразию использованных в названиях категорий. Отказ от задания оценивается в 0 баллов. Максимальный балл- 3( если категорий несколько) Оригинальность рассматривается как способность ребенка к нестандартному мышлению и оценивается в 3 балла Общее количество баллов за выполненное задание -9 Низкий уровень – от 0 до 2 баллов Средний – от 3 до 6 баллов Высокий – от 7 до 9 баллов Методика: « Что может быть одновременно…?» Цель: определение оригинальности, беглости и гибкости вербально-логического мышления. Подготовка исследования. Приготовить набор вопросов, например такой: Что может быть одновременно Живым и неживым Черным и белым Маленьким и большим Мягким и твердым Легким и тяжелым Горячим и холодным Кислым и сладким? Проведение исследования. Дается задание : «Я буду задавать по очереди вопросы, на которые нужно постараться ответить как можно быстрее» Если ребенок не понял вопрос и дает два ответа, ему напоминают , что речь идет об одном предмете, который может в одно и тоже время быть. Например, и белым, и черным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой черный. В случае повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают. Обработка данных. При анализе подсчитывается количество баллов по тем же, что в предыдущем тесте. Параметрам: беглость, гибкость и оригинальность. Как правило дети набирают 3-4 балла, которые свидетельствуют о среднем уровне развития творческого воображения. Исследование оригинальности мышления Методика «Придумай игру» Цель: изучение оригинальности, новизны воображения Ребенок получает задание: за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1.Как называется игра? 2.В чем она состоит? 3.Скоько человек необходимо для игры? 4.Какие роли получают участники в игре? 5.Как будет проходить игра? 6.Каковы правила игры? 7.Чем должна закончиться игра? 8.Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников? Оценка результатов: В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи ,спрашивая ребенка, необходимо помогать ему- постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако . не должны подсказывать ответ. Критерии оценки придумывания игры в данной методике следующие: 1.Оригинальность и новизна. 2.Продуманность условий. 3.Наличие в игре различных ролей для разных ее участников. 4.Наличие в игре определенных правил. 5.Точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому критерию ребенок получает от 0 до 2 баллов Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков ( по каждому из них игра оценивается в баллах отдельно). 1 балл - наличие , но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла- присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака. По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 6-7 баллов - средний 4-5 баллов - низкий 0-3 балла - очень низкий Исследование скорости, оригинальности воображения Методика «Придумай рассказ» ( сказку, историю) Цель: изучение оригинальности, скорости, необычности образцов , использованных в рассказе ( сказке) Ребенку дается задание придумать рассказ ( сказку, историю) о ком-либо или о чем либо, затратив на него всего одну минуту, а затем пересказать его в течении 2 минут. Оценка результатов: Воображение оценивается по следующим признакам : 1.Скорость придумывания рассказа. 2.Необычность образцов, использованных в рассказе. 3.Разнообразие образцов, использованных в рассказе. 4.Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе. 5.Впечатлительность,эмоциональность образцов, имеющихся в рассказе. По каждому из названных признаков рассказа можно получить от 0- до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии. 1.Скорость придумывания рассказа ( первый признак): -рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать его в течении не более чем за 30 секунд. -в 1 балл оценивается рассказ тогда. Когда на придумывание ушло от 30 секунд до 1 минуты. -0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать 2.Необычность, оригинальность сюжета рассказа ( второй признак): - если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. - если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое о себя,то рассказ получает 1 балл. - наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла. 3.Разнообразие образов, используемых в рассказе ( третий признак): - рассказ получает 0 баллов, если в нем в начала до конца неизменно говориться об одном и том же, например: только единственном персонаже ( событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. -в 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа ( вещи, события) и все они характеризуются с разных сторон. -наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа ( вещи, события), которые в ,свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон. 4.Оценка проработанности и детализации образов в рассказе ( четвертый признак): - если персонаж ( события, вещи) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то поданному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. - если , кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. - если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла. 5.Впечатлительность и эмоциональность образцов в рассказе ( пятый признак): - если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то --> |